Аутичный ребенок и бытовые проблемы

 

1) Иногда аутичным людям надо много тренироваться, чтобы освоить навык, который нейротипичные дети осваивают практически сразу, просто копируя своих родителей. Возможно, вам придется чаще объяснять своему ребенку или даже подростку, как чистить зубы, завязывать шнурки или мыть посуду.

2) Иногда аутичным людям нужны пошаговые инструкции для того, чтобы выполнить простое задание. Иногда «смотри на меня» и «делай как все» недостаточно.
Возможно, ваш аутичный подросток будет не понимать таких простых фраз, как «убери в своей комнате», потому что он не сможет понять, как это сделать, с чего начинать, и какого именно результат вы ждете.

3) Вероятно, у вашего аутичного ребенка сложности с исполнительной функцией. Он может не понимать, с чего именно следует начинать, например, собирая вещи для путешествия или убирая посуду для стола. Он может «зависать», стоять над несобранными вещами, плакать, и не знать, что он должен делать.
А может быть, ваш ребенок не будет знать, когда ему надо остановиться, и будет полчаса стоять с тарелкой над раковиной, не зная, когда ее считать чистой.
Он может месяцами собираться сделать уборку, и по два дня заниматься, ею не прерываясь, даже когда уже все убрано. Возможно, он стремиться к идеальному выполнению работы, а может просто не знает, когда стоит прекратить.

4) Ваш ребенок может быть очень неуклюжий. У него могут быть проблемы с мелкой моторикой. Эти проблемы могут быть постоянными, или они могут проявляться время от времени. Если мы освоили один навык, не значит, что мы освоили другой навык, где тоже надо двигаться или работать руками. Например, я могу шить куклы Тильда и плести браслеты из бисера, но не могу ровно нарезать хлеб для бутербродов и завязывать шнурки. Некоторые дети могут постоянно ронять посуду из-за своей неуклюжести, но при этом, например, отлично ездить на велосипеде.

5) Иногда вам может показаться, что ваш ребенок над вами издевается. Он может понимать сложные политические теории, но при этом не понимать, как собирать рюкзак в школу.
Аутисты могут с легкостью делать то, что кажется вам сложным, и им может быть сложно то, что кажется вам элементарным.

6) Он может не понимать, что если вы говорите ему осторожно переходить дорогу на автомагистрали, он должен осторожно переходить дорогу на перекрестке. Или что если вы просите его аккуратно сложить рубашки, вы хотите, чтобы он так же аккуратно сложил носки. У аутистов бывают проблемы с обобщением подобных фактов. У меня они иногда были, и это несмотря на то, что я, например, находила похожие моменты в любимых мультиках, или могла прокричать фразу из мультика в аналогичной ситуации в реальной жизни. Я сама не могу понять, как такое могло быть. Наверное, когда дело казалось моих увлечений, мой мозг работал не так, как обычно.
У вашего ребенка могут быть гораздо более серьезные проблемы с обобщением.
Или их может не быть вовсе.

7) Странности не заканчиваются на проблемах с выполнением домашней работы и с пониманием инструкций. Они также распространяются и на навыки самообслуживания, которые не может решить домработница.
В вопросах питания и личной гигиены ваш ребенок может вести себя очень странно.

Впервые я испытала голод в тринадцать лет. Еще одна моя аутичная знакомая не чувствовала голода до двадцати лет. Есть аутисты, которые за всю жизнь так и не узнают о том, что такое голод, и те, кому чувство голода знакомо с детства. И иногда не так-то просто понять, к какой категории относится ваш ребенок. В детстве я убеждала бабушек в том, что иногда я «хочу есть» и что я «понимаю, что такое голод». Потому что я думала что «голод» — это, например, простое желание съесть конфету, которое возникает и у сытых людей.

Возможно, вашему ребенку тяжело заставить себя вымыть голову, принять душ, расчесться или почистить зубы. Это может быть связано с сенсорными особенностями, с неприятием определенных физических ощущений, с исполнительной дисфункцией или с неточным пониманием алгоритма выполнения какого-либо из этих действий. Это может быть связано с чем-то одним из перечисленного, или со всем сразу.

8) Ваш ребенок может не переносить смену планов. Даже отмена простого похода на прогулку может довести его до ужасного состояния, которое полностью пройдет только через несколько месяцев. Поэтому если вы не уверены в том, что все планы будут соблюдены, лучше не давайте вашему ребенку обещаний.
А возможно, смена планов никак не влияет на состояние и настроение вашего ребенка. Или он отходит от тревоги, связанной со сменой планов, достаточно быстро, но при этом эта тревога может накапливаться и привести к возникновению психических проблем.
Со временем он может начать спокойнее воспринимать смену планов. Или его отношение к смене планов может никогда не измениться.
Если смена планов вызывает у него истерику, постарайтесь ее избежать. Иногда от этого может зависеть даже жизнь аутичного ребенка.
Вы ведь не хотите внушить ему, что в жизни нет ничего постоянного и она не стоит того, чтобы ее прожить, и довести его до самоубийства? На собственном опыте общения с другим аутичным человеком я поняла, что последствия смены планов могут быть самыми серьезными.

9) Ваш ребенок может бояться любых неожиданностей. Например, он может очень сильно испугаться, если вы переставите книги на его полке. Или у него может быть истерика от того, что вы убрали в ящик его шариковую ручку. Для него это может быть чем-то таким же страшным и неприятным, как для вас попытка ограбления или даже внезапное увольнение.

Вашего ребенка могут пугать даже приятные неожиданности. Например, подарки-сюрпризы, «горячая путевка» в любимый город или нежданный визит лучшего друга.
Возможно, вашего ребенка пугают только «неприятные» неожиданности, или еще и те, которые большинство людей воспринимают как нейтральные.
А возможно он будет бурно реагировать на неожиданные для него перемены только в состоянии повышенной тревожности и в определенные жизненные моменты.

А возможно он воспринимает подобные вещи совершенно спокойно.

10) Ваш ребенок может бояться незнакомых мест и незнакомой обстановки.  Из-за этого он может ненавидеть походы в гости или любые путешествия. А возможно, этот страх распространяется только на определенные незнакомые места. Например, на городские кварталы, которые похожи друг на друга, но в которых есть незначительные различия. Или на места, которые когда-то были хорошо знакомыми, но потом стали выглядеть не так, как раньше – например, ему может быть сложно привыкнуть к квартире после ремонта.
А, возможно, ваш аутичный ребенок наоборот будет обожать путешествия, перемены и незнакомые места. Или страх незнакомых мест исчезнет у него с возрастом.

11) И, конечно же, у вас могут быть самые разные недоразумения из-за особой чувствительности вашего ребенка. У него может быть особая чувствительность к определенным звукам, цветам, освещению, запахам и текстуре (например, к определенной одежде или к определенной еде). Эта особая чувствительность может выражаться по-разному: например, ваш ребенок может обожать определенные громкие звуки и не переносить те, которые кажутся вам вполне безобидными. Он может вообще не реагировать на шум или зажимать уши от тиканья часов.
Он есть еду только определенной текстуры. Носить только одежду из определенного материала.
Или, может быть, шум телевизора будет мешать ему различать ваши слова.
У него может быть повышенная сенсорная чувствительность к одним сенсорным раздражителям, и пониженная – к другим. Сенсорные перегрузки могут вызывать у него истерики (мелтдаун), отключение, тошноту, дериализацию, деперсонализацию или приводить к другим проблемам. Иногда ребенок очень хорошо понимает источник сенсорной перегрузки, иногда он даже не может распознать, что ее вызвало.

Все аутичные дети разные. Все аутичные взрослые разные. Бытовые проблемы аутичных детей могут отличаться от бытовых проблем аутичных взрослых.
Бытовые проблемы вашего ребенка сейчас могут отличаться от его бытовых проблем во взрослом возрасте. Как и нейротипичные дети, аутичные дети растут, развиваются и приспосабливаются к окружающей среде.
Ни я, ни любой другой взрослый аутичный человек, ни ваш психотерапевт не сможет полностью понять причины поведения вашего ребенка. Лучший – и единственный – эксперт в проблемах вашего ребенка – это он сам.
Наблюдайте за своим ребенком, воспринимайте всерьез его просьбы и жалобы, признавайте его компетентность в том, что касается его собственных проблем. И тогда и его, и ваша повседневная жизнь станет гораздо более счастливой и спокойной.

источник https://respectparenting.wordpress.com

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Посещение общественных мест часто является непростой задачей для ребенка с РАС и его родителей, тем более, когда речь идет о поликлиниках или больницах. У многих детей возникает состояние тревоги, которое проявляется в поведении ребенка — он начинает кричать, закрывать уши руками, толкать родителей или направлять к выходу. Ситуация значительно усугубляется при госпитализации, когда нужно не только посетить врача или пройти проверку, но и остаться в больнице на более долгий срок, для постановки диагноза, например. Любой человек, которому нужно остаться в больнице чувствует себя неуютно, и хочет как можно быстрее вернуться домой, но для ребенка с аутизмом, который плохо понимает речь, который не умеет объяснить словами то, что он чувствует или то, что ему нужно, у которого есть стойкие привычки — госпитализация является настоящим кошмаром. И конечно же, от этой тревоги и непонимания, когда же можно будет уйти домой, ребенок начинает буйствовать и силой заставить окружающих — родителей, врачей, персонал — отпустить его домой, круша предметы, закатив истерику, кусая себя или других. Попытки родителей успокоить ребенка уговорами или переключением на мотивационную деятельность часто бывают безуспешными. Более того, эти попытки приводят к закреплению агрессивного поведения, и в следующий раз ребенок ведет себя в подобной ситуации еще хуже. У этой ситуации также есть побочный эффект — врачи, наблюдая за неуправляемым поведением ребенка, могут неверно определить степень нарушения или назначить медикаментозное лечение, которое они бы не назначили, увидев ребенка в спокойном состоянии.

Для того, чтобы облегчить процесс госпитализации для ребенка с РАС и умерить тревогу, недостаточно словами рассказать ребенку где он будет, и как долго. Это не поможет. К госпитализации нужно тщательно подготовиться, причем заранее — как минимум за две недели до срока. Следующие инструменты могут помочь родителям подготовить ребенка к госпитализации и уменьшить вероятность возникновения истерик и проблемного поведения в процессе адаптации к условиям больницы:

1. Социальные истории. Следует подготовить для ребенка рассказ с картинками, в котором описать, что именно будет происходить в больнице, кто там будет присутствовать (врачи, медсестры, родители), где нужно будет спать, где кушать, где играть, какие процедуры будут проводиться и как следует себя вести. В некоторых случаях рекомендуется включить в эту историю фотографии самой больницы, палаты, столовой, лечащего врача, процедурных комнат и т.д.

Также рекомендуется заранее посетить эту больницу, показать ребенку где она находится и что там есть, а в домашних условиях обыграть предстоящие процедуры в ролевой игре. 

2. Таблица отсчета. Следует подготовить таблицу, в которой каждый день ставить отметки и зачеркивать дни, которые остались до госпитализации. В конце каждого дня, перед сном, следует вместе с ребенком «зачеркнуть» прошедший день и посчитать, сколько дней осталось до пребывания в больнице.

Похожую таблицу нужно подготовить и для пребывания в больнице — и отмечать в ней, сколько дней осталось до того, как вернемся домой.

3. Визуальное расписание. Времяпровождение ребенка в больнице рекомендуется структурировать. Можно подготовить визуальное расписание, в котором с помощью карточек обозначить распорядок дня в больнице — подъем, завтрак, процедуры, свободное время, и включить в это расписание также мотивационную деятельность — когда ребенок будет играть в ай-пад, смотреть мультики или гулять на площадке.

Особо неприятные процедуры для ребенка следует также обозначить в визуальном расписании, и после этих процедур включить высокомотивационную деятельность. Например, «сделать укол», а потом «смотреть «Машу».

4. Включение знакомых стимулов. Рекомендуется взять из дома такие предметы, которые помогут ребенку быстрее освоиться. Например, взять любимое постельное белье, знакомую посуду, полотенце, книги, а также материалы для занятий — жетоны, карточки, настольные игры и поощрения. С помощью жетонов можно будет не только поощрять за выполнение заданий, но и помочь ребенку «пережить» некоторые процедуры и минуты ожидания в очереди.

https://www.facebook.com/pages/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D1%81-%D0%A0%D0%90%D0%A1-%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA/654448564576095?fref=ts
Пособия для детей с РАС. Украина. Днепропетровск
 

5. Карточки PECS. Для ребенка, который общается с помощью карточек, книга PECS — это неотъемлемая часть жизни. Почему-то родители таких детей часто «забывает» или оставляют книгу дома, мотивируя это тем, что у ребенка не будет возможности попросить, или что он будет просить, а ему не дадут. Этого нельзя делать ни в коем случае! Если ребенок общается с помощью карточек, то нужно обязательно брать карточки с собой. Во-первых, это отличная возможность обобщить навык обращения с просьбой- в новом месте и с новыми людьми. Во-вторых, это возможность научить ребенка просить что-то новое — в новых условиях могут появиться стимулы, которые заинтересуют ребенка. В-третьих, это возможность научить ребенка дополнительным важным навыкам — ввести карточку «Жди», научить следовать визуальному расписанию и визуальным инструкциям, отказываться и просить помощь.

 

Тщательный процесс подготовки может существенно облегчить процесс госпитализации. Некоторые родители не хотят упоминать о грядущей госпитализации для ребенка, чтобы не беспокоить его раньше времени, и предотвратить возможные истерики — «Попадет в больницу, и привыкнет. Все равно, некуда деваться». Но такой подход лишь усугубит тревогу, и госпитализация станет огромным стрессом для ребенка, который не только приведет к агрессии и истерикам, но и может стать причиной потери навыков в будущем. Используя визуальные пособия, поощрения и подсказки, родители могут подготовить ребенка к этому процессу, и облегчить жизнь и себе, и ему.

 

источник : http://autism-aba.blogspot.com

Категория: Аутизм | Добавил: КАБИР (10.01.2017)
Просмотров: 508 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]