Протоколы PECS™. Для работы с учениками, осваивающими Этап I PECS,
 

Протоколы

PECSДля работы с учениками, осваивающими Этап I PECS, один учитель садился позади ученика (человек, предоставляющий физическую подсказку), ждал инициативы ученика и предоставлял физическую подсказку о необходимости взять карточку, дотянуться до коммуникативного партнёра и положить карточку в открытую руку. Эти подсказки систематически уменьшались по мере того как ученик начинал выполнять обмен самостоятельно. Другой учитель(коммуникативный партнёр) сидел перед учеником и привлекал его внимание с помощью желаемого предмета. Когда ученик завершал обмен (брал карточку, дотягивался до коммуникативного партнёра и вкладывал карточку в открытую руку), учитель предоставлял материальное поощрение (угощение) вкупе с похвалой.

Если обмен не был самостоятельным, другой учитель (помощник) физически помогал сзади взять карточку, передвинуть руку по направлению к учителю и вложить карточку в открытую руку учителя, в этом случае в качестве поощрения предоставлялось только лакомство.

Для учеников, которые освоили этапы I-IV как минимум с 90% правильных ответов во время оценки, учитель начинал этап V и спрашивал ученика, что он/она хочет из угощений. В соответствующем порядке ученик располагал карточку “Я хочу” на коммуникативной полоске, дополняя её картинкой желаемой еды. Помощник предоставлял любые необходимые подсказки для составления предложения.Затем ученик передавал полоску с предложением учителю. Учитель принимал коммуникативную полоску, переворачивал её лицевой стороной к ученику и ученик указывал на каждую  карточку (с подсказкой или без), а учитель зачитывал предложение (например: «Я хочу фигурные крекеры»). Затем учитель незамедлительно предоставлял запрошенное угощение и хвалил ученика за просьбу (например: «Хорошо попросил фигурные крекеры!»).

 

iPad.™При работе с учениками на Этапе I, коммуникативный партнёр садился перед учеником и привлекал его внимание угощением. Когда ученик тянулся за угощением, помощникнаправлялего/её движения из-за спины, чтобы ученик смог коснуться соответствующей иконки на экранеiPad™ пальцем и тут же отпустить её для активации процесса озвучивания.

Коммуникативный партнёр незамедлительно предоставлял ученику угощение и хвалил его за просьбу.

При работе с учениками на Этапе V, учитель спрашивал ученика, что он/она хочет съесть. В соответствующем порядке ученик дотрагивался до иконки “Я хочу”, следом до иконки с изображением желаемого лакомства и отпускал палец.

Помощник предоставлял любые необходимые подсказки для того, чтобы произошло касание нужных иконок в нужном порядке, и чтобы касание было совершено правильно и произошло озвучивание картинки. Затем коммуникативный партнёр немедленно предоставлял угощение и похвалу.

Сбор данных

Данные собирались на основании записи поведенческих реакций, относящихся кPECS™ Этапы I-V(Bondy&Frost, 1994; Frost&Bondy, 2002). Коммуникативное поведение, относящееся к PECS™ ЭтапIвключало следующее: (a) взять карточку (начать), (b) потянуться к учителю с карточкой в руке и (c) вложить карточку в руку учителя. Каждый шаг регистрировался на этапе сбора данных(начать, дотянутся, вложить). Для того, чтобы просьба считалась самостоятельной, необходимо самостоятельное завершение всех трёх шагов. Если ученик не завершал просьбы самостоятельно, то строился график самостоятельного начала просьбы (первый шаг) и уровень подсказок снижался до того момента, когда вся трёхшаговая последовательность не была выполнена самостоятельно. Коммуникативное поведение, относящееся к Этапу V, включало следующее: (a) размещение карточки “Я хочу” на коммуникативной полоске в правильном порядке,(b) размещение карточки (или нескольких карточек если необходимо) на коммуникативной полоске в правильном месте, (c) передача коммуникативной полоски учителю и (d) указывание на каждый символ после того как учитель повернёт полоску лицевой стороной к ученику. Коммуникативное поведение,относящееся к Этапу I iPad™ включало: (a) касание иконки с изображением угощения и (b) отпускание иконки для активации процесса озвучивания. Коммуникативное поведение, относящееся к Этапу V iPad™, состояло из: (a) касания иконки “Я хочу”, (b)отпускания иконки для активации процесса озвучивания,(c) касания иконки с изображением соответствующего угощения (или нескольких иконок в случае необходимости), и (d) отпускания иконки(ок) для активации процесса озвучивания. Для каждого из видов поведения перечисленных выше наблюдатель отмечал реакцию ученика как самостоятельную, с частичной подсказкой или с полной подсказкой.

Для обеспечения достоверности минимум по 40% сессий сбор данных осуществлялся двумя наблюдателями. По Арту данные двумя наблюдателями были собраны по 57% сессийPECS™ и 44% сессийiPad™. По Джеки данные двумя наблюдателями были собраны по 43% сессий PECS™ и 50% сессийiPad™. По Олив данные двумя наблюдателями были собраны по 60% сессий PECS™ и50% сессийiPad™. По Сондреданные двумя наблюдателями были собраны по 55% сессий PECS™ и 83% сессийiPad™. По Кенту данные двумя наблюдателями были собраны по 66% сессий PECS™  и 75% сессийiPad™.

Авторы исполняли роль второго наблюдателя. Для каждого ученика был вычислен коэффициент согласованности данных, для чего количество сессий с совпавшими результатами было разделено на общее количество сессий с совпавшими и с не совпавшими результатами. Согласованность была выше 90% по всем сессиям (таблица 4).

Чек-листы по протоколам обучения включали в себя описание поведения учителя в соответствии с проводимым Этапом PECS™. Соответствие протоколам обучения контролировалось, чтобы убедиться в том, что учителя применяли процедуры так как их научили перед началом программы. Авторы собирали данные по соответствию протоколам для 20% или более сессий, используя для этого видеозаписи. Исследователи использовали чек-листы соответствия протоколам обучения (таблица 5).

 

Результаты

Сондра

На начальных этапах обучения Сондра не формировала просьбы самостоятельно ни с помощью PECS™, ни с помощью iPad™. Авторы далее дифференцировали самостоятельное начало формирования просьбы и просьбы полностью сформированные самостоятельно для отслеживания прогресса в направлении самостоятельного формирования просьбы. В таблице на Рисунке 3 данные по Сондре представлены в 4х колонках по две графы: самостоятельное формирование просьбы с использованием PECS™, самостоятельное формирование просьбы с использованием AppleiPad™, самостоятельное начало формирования просьбы с использованием PECS™(выбор карточки, действие, предшествующее всему процессу формирования просьбы) и самостоятельное начало формирования просьбы с использованиемiPad™ (касание иконкиiPad™, действие, предшествующее всему процессу формирования просьбы).

Эти дополнительные данные были добавлены в таблицу как более тонкая мера измерения прогресса, поскольку недостаточное развитие мелкой моторики сказывалось на её способности касаться и отпускать обе иконки и AppleiPad™. В среднем самостоятельное начало формирования просьбы с помощью карточек (выбор карточки) составляло 10,5 на 8 сессий. Среднееколичество самостоятельного началаформирования просьбы с помощью iPad™ (касание иконки) составляло 1.4 на 7 сессий.Среднее количество самостоятельно сформированных просьб с помощью PECS™ составляло 4.4 за 5 сессий и среднее количество самостоятельно сформированных просьб с помощью iPad™ составляло 2.25 за4 сессии. Сбор данных двумя наблюдателями по Сондре показал 93% совпадений по сессиям PECS™ и 99% совпадений по сессиям iPad™. Данные по соответствию протоколам были собраны для 25% сессий PECS™ и средняя точность составила 100%. Данные по соответствию протоколам были собраны для 33% сессий iPad™и средняя точность составила 100%.

Таблица 4. Коэффициент согласованности данных и соответствие протоколам

 

Коэффициент согласованности данных (КС) и соответствие протоколам (СП)
Ученик   Процент сессий Процент согласованности
    PECS™ iPad™ PECS™ iPad™
Сондра КСa 55 83 93 99
  СПb 25 33 100 100
Олив КСa 60 50 95 96
  СПb 40 33 100 100
Арт КСa 57 44 99 92
  СПb 29 22 100 100
Джеки КСa 43 50 92 93
  СПb 29 33 93 100
Кент КСa 60 75 93 100
  СПb 67 50 98 95

Примечание: a – коэффициент согласованности данных, b–соответствие протоколам

ОливОлив достигла результатов, соответствующих Этапу V системы обмена картинками (предложения с дополнениями в ответ на вопрос “что ты хочешь?”). Среднее количество самостоятельно сформированных просьб с помощью системы обмена картинками для Олив составило 9.6 за 5 сессий и среднее количество самостоятельносформированных просьб с помощью iPad™ составило 9 за 6 сессий.

Во время сессий 6 и 8 она формировала предложения в неправильном порядке (например:“Рыбу я хочу”), что привело к необходимости предоставления физической подсказки. Оба столбика данных показывают прогресс с небольшой разницей между столбиками. Во время сессий PECS™ Олив часто начинала говорить шёпотом слова и предложения, такие как “Я хочу ещё рыбы” и продолжала это делать всё оставшееся время программы во время использования карточек.

Сбор данных двумя наблюдателями по Олив показал 95% совпадений по сессиям PECS™ и 96% совпадений по сессиям iPad™. Данные по соответствию протоколам были собраны для 40% сессий PECS™и средняя точность составила 100% Данные по соответствию протоколам были собраны для 33% сессийiPad™ и средняя точность составила 93%.

 

+ / - ЭТАП I
  Карточки расположены в правильном порядке до начала деятельности
  Соблюдаются процедуры для перехода к деятельности
ЭТАП Коммуникативный партнёр
  Тренировочная среда эффективно организована – карточки подходящего размера и плотности с учётом развития мелкой моторики ученика (ламинированные/прочные), учителя сидят на местах наиболее удобных с точки зрения обучения, поощрения контролируются
  Побуждение к действию
  Эффективное использование открытой руки
  Поощрение в течение ½ секунды вкупе с устной похвалой
  Отсутствие настойчивого требования речи
  Разумный перерыв между пробами пока ученик ест (играет) поощрение
ЭТАП Физическая подсказка
  Ожидание инициативы ученика
  Физическая помощь с выбором карточки, дотягиванием до партнёра и вкладыванием карточки
  Эффективное уменьшение подсказок
  Пресечение нежелательного поведения ученика
  Отсутствие взаимодействия с учеником
   

 

ЭТАП II Коммуникативный партнёр
  Тренировочная среда эффективно организована – карточки подходящего размера и плотности с учётом развития мелкой моторики ученика (заламинированные/прочные), учителя сидят на местах наиболее удобных с точки зрения обучения, поощрения контролируются
  Побуждение к действию
  Партнёр перемещает книгу так, чтобы ученику пришлось искать её для выбора нужной карточки, а затем дойти по комнате до коммуникативного партнёра
  Партнёр меняет положения тела и не побуждает ученика к действию зрительным контактом пока ученик не принесёт ему карточку
  Поощрение в течение ½ секунды вкупе с устной похвалой
  Отсутствие настойчивого требования речи
   
ЭТАП II Физическая подсказка
  Ожидание инициативы ученика
  Подсказка о необходимости выбора картинки из книги в случае необходимости
  Пресечение нежелательного поведения ученика
  Физическое подведение ученика к коммуникативной книге в случае необходимости
  Эффективное уменьшение подсказок
  Отсутствие социального взаимодействия с учеником
   

 

Арт

Арт продемонстрировал знания, соответствующие Этапу V системы обмена картинками (предложения с дополнениями в ответ на вопрос “что ты хочешь?”).

Среднее количество самостоятельно сформированных просьб с помощью системы обмена картинками составило9.57 за 7 сессий. Столбец данных показывает небольшой прогресс. Среднее количество самостоятельно сформированных просьб с помощью iPad™ составило 10.88 за 9 сессий.

Этот столбец данных поiPad™ непостоянен, но показывает больше просьб во время последних сессий. Также цифры, связанные сiPad™ выше, чем те, которые связаны с PECS™, отсутствовало чёткое разделение между столбцами данных. Сессии по каждому виду вмешательства не сбалансированы. Когда в последний день Арт приступал к еде, он заметил iPad™ на полке и отодвинул PECS™ в сторону. Чтобы подстроиться под его предпочтения, сбор данных по Арту во время последней сессии осуществлялся по коммуникации с помощью iPad™. Сбор данных двумя наблюдателями по Арту показал 99% совпадений по сессиям PECS™ и 92% совпадений по сессиям iPad™. Данные по соответствию протоколам были собраны для 29% сессий PECS™ и средняя точность составила 100%. Данные по соответствию протоколам были собраны для 22% сессийiPad™и средняя точность составила 100%.

Джеки

Джеки продемонстрировал знания, соответствующие Этапу V системы обмена картинками (предложения с дополнениями в ответ на вопрос “что ты хочешь?”).

Показатели Джеки снижались с первой сессии до восьмой сессии с использованием iPad™, и снижение показателей продолжалось  при самостоятельном формировании просьбы до сессии 7 с использованием системы PECS™,

В связи с чем исследователи поставили под сомнение мотивационную силу предоставляемых угощений. Учитель предложил использовать мини-зефирки (которые были разрезаны на ещё более мелкие кусочки), которые были добавлены к ассортименту предоставляемых угощений на следующей сессии и количество самостоятельно формируемых просьб выросло. Среднее количество самостоятельно формируемых просьб у Джеки составило 7,43 для системы обмена картинками за 7 сессий и 9.33 для iPad™ за6 сессий. Сбор данных двумя наблюдателями по Джеки показал 92% совпадений по сессиям PECS™и 93% совпадений по сессиям с iPad™.

Данные по соответствию протоколам были собраны для 29 % сессий PECS™и средняя точность составила 93%. Данные по соответствию протоколам были собраны для 33% сессий сiPad™и средняя точность составила 100%.

Кент

С Кентом проводились три оценочные сессии и семь учебных сессий. После оценки его коммуникативного уровня было принято решение о том, что он начнёт занятия с Этапа I PECS™ (одна картинка) и эквивалентного этапа наiPad™, для того, чтобы сформировать понимание, что доступ к желаемому предмету, это результат процесса обмена картинки (Frost&Bondy, 2002). Среднее количество самостоятельно сформированных просьб с использованием карточек для Кента составил 3 за 3 сессии и среднее количество самостоятельносформированных просьб с использованиемiPad™ составил 12.25 за 4 сессии.

Во время сессии 5, Кент чётко произнёс слово «рыба». Он использовал разговорную речь при формировании четырёх просьб во время этой сессии PECS™.

Эти просьбы не сопровождались неразборчивой или эхолаличной речью. Он просто произносил слово и немедленно получал рыбу. Столбцы данных по обеим методикам демонстрируют рост показателей;

 

Этап IIIa Коммуникативный партнёр
  Тренировочная среда эффективно организована – карточки подходящего размера и плотности с учётом развития мелкой моторики ученика (заламинированные/прочные), учителя сидят на местах наиболее удобных с точки зрения обучения, поощрения контролируются
  Побуждение к действию
  Используется больше одной карточки
  Места карточек в книге меняются
  Используются желаемые/нежеланные предметы
  Социальное поощрение сразу после того как ученик дотронется до правильной картинки
  Поощрение желаемым предметом в течение ½ секунды во время обмена
  Увеличивается количество переменных (разнообразие функциональных и отвлекающих карточек)
  При выборе отвлекающей картинки выдаётся нежеланный предмет до тех пор пока не будет достигнут хороший уровень различения. Здесь применяются физическая подсказка, моделирование, переключение, повтор.
  Отсутствие настойчивого требования речи
   
Этап IIIb Коммуникативный партнёр
   
  Добавить пункты 3, 4 и 5 по различению в этап IIIa

 

 

Этап IV
   
  Начинается с того, что карточка «Я хочу» уже присутствует на коммуникативной полоске
  Ожидание инициативы ученика
  Оказание физической подсказки по размещению картинки с желаемым предметом на коммуникативной полоске и обмену
  Снижение физической подсказки при размещении картинки на коммуникативной полоске и обмену
  Словесная похвала (переворачивает полоску и «читает» предложение)
  Обучение составлению предложения на полоске, включая «Я хочу»
  Поощрение желаемым предметом в течение ½ секунды во время обмена
  Дать ученику физическую подсказку о необходимости указывать на карточки во время «чтения» предложения
  Использовать задержку при «чтении» предложения на полоске для стимулирования самостоятельности (3 – 5 секунд) и при этом избегать вербальных подсказок
  Использовать дифференцированное подкрепление при появлении речи (много похвалы!)
  Проводить коррекцию ошибок в случае необходимости

 

Сбор данных двумя наблюдателями по Кенту показал 98% совпадение по сессиям PECS™ и 95% совпадения по сессиям с iPad™. Данные по соответствию протоколам были собраны для 67 % сессий PECS™ и средняя точность составила 93%. Данные по соответствию протоколам были собраны для 50%  сессий с iPad™ и средняя точность составила 100%. Нестабильное посещение Кентом занятий могло повлиять не результаты.

 

+ / - ЭТАП V
  Тренировочная среда эффективно организована – карточки подходящего размера и плотности с учётом развития мелкой моторики ученика (заламинированные/прочные), учителя сидят на местах наиболее удобных с точки зрения обучения, поощрения контролируются
  Соблюдаются процедуры для перехода к деятельности
Этап V Коммуникативный партнёр
  Представленыкарточкидляответанавопрос «Чтотыхочешь?»
  Ведётся обучение составлению фразы из карточек «Я хочу» и изображений желаемых предметов с использованием задержанной подсказки
  Далее следуют действия необходимые при использовании коммуникативной полоски
  Правильный обмен поощряется в течение ½ секунды
  Предоставляется множество возможностей для спонтанного формирования просьбы и ответа на вопрос «Что ты хочешь?» в одной сессии
  Применяются процедуры коррекции ошибок в случае необходимости (расположение карточек «Я хочу», дополнений и изображений желаемых предметов в правильном порядке)
  Постепенное снижение уровня подсказок
Категория: Аутизм | Добавил: КАБИР (10.01.2017)
Просмотров: 418 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]